Воскресенье, 05.05.2024, 11:41
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Поиск
Наш опрос
К какому пользователю PC вы себя относите ?
Всего ответов: 91
Вопрос
Ваш возраст?
Всего ответов: 56
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
моя фотография

Сайт

учителя технологии Громова Сергея Юрьевича


Из опыта работы

Школьное образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию школьниками своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие  творческих способностей школьников. Современные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития духовно богатой, творческой личности учащегося, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Все это призывает учителя создавать урок деятельный, проблемный, творческий, блистающий содержанием, новизной, разнообразием. А внеурочную деятельность – продолжением познания, самосовершенствования.

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу.  Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания и умения школьника определяет эффективность процесса обучения, сколько готовность и желание детей участвовать в общении.

Основной двигатель изучения предмета – радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.

Ученик становится субъектом своего образования; он – полноправный источник и организатор своих знаний не менее важный, чем учитель или учебник. Ученик составляет план своих занятий, определяет личную позицию в отношении ключевых проблем из различных областей деятельности, например: разрабатывает собственную схему творческого проекта, придумывает технологическую конструкцию. Процесс обучения насыщается личностными знаниями и опытом учащихся.

Моя задача помочь ребенку определиться в своем отношении к проектированию, найти свой способ самовыражения.

Для решения этой задачи на своих уроках я помогаю преодолевать учащимся разные барьеры.

Именно создание учащимися творческих учебных работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Чаще всего  творческие работы представляют собой продукт проектной деятельности.

Метод проектов

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

            Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически, это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их учащимися.

Перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Ученики могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся.

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного. Рассмотрим на примере социального проекта «Школьный дворик»

На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.

На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.     

 Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем.

Проблемное обучение.

Одним из наиболее эффективных способов развития творчес­кого мышления, формирования навыков самостоятельного поиска, усвоения и применения знаний является проблемное обучение.

Проблемное обучение – это обучение, при котором усвоение содержания материала осуществляется в процессе решения специальных проблемных ситуаций. 

            Проб­лемная ситуация  это состояние интеллектуального затруднения человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом. Это побуждает человека искать новый способ объ­яснения или действия.

В условиях проблемной ситуации выделяются следующие этапы продуктивной познавательной деятельности чело­века:

возникновение проблемной ситуации – вычленение проблемы, заключенной в ней и осознанной человеком, – поиск способов решения проблемы – решение. Организация проблемного обучения предполагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению взаимосвязанных проблемных ситуаций и предо­пределяли применение школьниками творческих методов учения.

Возникновение проблемной ситуации происходит в следующих видах дея­тельности:

1) решение новых для ученика задач; 2) составление задач и их решение; 3) логический анализ текста; 4) ученическое исследова­ние, сочинение; 5) рационализация и изобретение; 6) конструиро­вание и т.д.

Проблемное обучение включает несколько этапов:

1) осознание общей проблемной ситуации;

2) ее анализ, формулировка конкретной проблемы;

3) решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, проверка их);

4) проверка правильности решения проблемы.

 

Дидактические цели, которые преследует создание проблем­ных ситуаций в учебном процессе:

1) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, пробудить у него познавательные интересы и другие мотивы деятельности;

2) поставить ученика перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы его учеб­ную деятельность;

3) обнажить перед учеником противоречие между возникшей у него познавательной потребностью и невозможностью ее удов­летворения посредством наличного запаса знаний, умений, навы­ков;

4) помочь ученику определить в проблемной ситуации основ­ную проблему и наметить план поиска путей выхода из возник­шего затруднения, побудить ученика к активной поисковой дея­тельности;

5) помочь ученику определить границы актуализации ранее усвоенных знаний и указать направление поиска наиболее рацио­нального пути выхода из ситуации затруднения.

Способы создания проблемных ситуаций


      1. Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.
      2. Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих у учащихся при выполнении практических занятий.
      3. Постановка учебных проблемных заданий на поиск путей его практического применения.
      4. Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений, содержащих противоречия между житейскими и научными понятиями об этих фактах.
      5. Выдвижение гипотез, формулировка выводов, их опытная проверка.
      6. Побуждение учащихся к сравнению фактов, явлений, правил, порождающих проблемную ситуацию.
      7. Побуждение учащихся к предварительному обобщению фактов.
      8. Ознакомление учащихся с фактами, которые будто бы невозможно объяснить.
      9. Организация межпредметных связей.

    10. Варьирование задачи, переформулировка вопроса.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Деятельностный метод - при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Системно-деятельностный подход обеспечивает:

;  формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию; 

проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

;  активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

;  построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,

;  психологических и физиологических особенностей обучающихся. 

Метапредметные УУД включают освоение обучающимися универсальных действий, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться.

Информационно-коммуникационные технологии в современной школе

ИКТ при обучении создают особую информационную обстановку которая стимулирует интерес и пытливость ребёнка, способствует раскрытию заложенных природой потенциалов и способностей к познанию, творческой инициативы, личностному развитию каждого ребёнка.

Чего позволяют достичь информационно-коммуникационные технологии?

Экономию социального времени, которая достигается за счет использования новых видов информационных коммуникаций.

Переход к информационному образу жизни, использование современных информационных ресурсов и услуг.

Новую возможность - открытое образование в течение всей своей жизни независимо от места своего проживания и своей мобильности

ИКТ – это не только компьютер, это и умение работать с информацией.

В результате использования инновационных подходов к образованию у выпускников будут качественнее формироваться личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.